8 июля, 05:24
USD 00,00 a
EUR 00,00 a

Эксперты: нефтяные компании пытаются использовать коронавирус для снижения тарифов «Транснефти» и повышения своих сверхприбылей

Экономика
21:56, 30 июня

Пандемия коронавируса позволила многим компаниям обратиться к государству за помощью. В частности, за льготами обратились компании нефтяной отрасли, что вызвало удивление СМИ. Ведь если большая часть сферы услуг на время карантинных мер была фактически парализована, то нефтяники за этот период пострадали гораздо меньше, попросту не получив привычные сверхприбыли, пишет информационное агентство Regnum.

Эксперты же уверяют, что о бедственном положении отрасли говорить не приходится. Так, за предыдущие три года, средняя прибыль нефтяных компаний выросла почти в 1,8 раз. Для примера, в случае с крупнейшим нефтедобытчиком «Роснефтью» – и вовсе на 307%. При этом падение цен носило временный характер: на фоне конфликта внутри ОПЕК+ и сопутствующей пандемии COVID-19 котировки краткосрочно понижались до $19. Сейчас же рынок вернулся к привычным уровням. Как пишет «Коммерсантъ», Brent торгуется уже выше $40, а российская нефть марки Urals и вовсе торгуется с рекордной премией $2,35 к Brent.

Сами же нефтедобывающие компании стараются использовать ситуацию для понижения долгосрочных тарифных ставок на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Сейчас 80% объема этого рынка в России приходится на «Транснефть». Ставка на транспортировку зафиксирована государством в рублях, при этом ее последние индексации были ниже уровняинфляции. За последние три года «Транснефть» отчиталась о снижении прибыли на 23%, что противоречит вышеописанным тенденциям рынка.

Аналитики отмечают, что такая рассинхронизация в отрасли возникла из-за двух факторов. Во-первых, в отличие от нефтедобытчиков, торгующих на свободном рынке и получающих оплату в долларах, «Транснефть» работает по фиксированному рублевому тарифу, установленному государством.

Во-вторых, компания не может быть гибкой – операционные расходы «Транснефти» неизменны: трубопровод, общая длина которого составляет 68 тыс. километров, необходимо обслуживать постоянно. В то время как нефтяники, в зависимости от рыночной ситуации, могут оптимизировать свои затраты и нагрузки, временно снижая расходную часть за счет снижения добычи или отказа от бурения новых скважин.

Наконец, согласно исследованиям рынка, в настоящее время тариф «Транснефти» – самый низкий в мире, в 2,5 раза ниже среднемирового.Очевидно, что такая ситуациявыгодна исключительно для нефтяников – это позволяет получать сверхприбыли. В то же время дивиденды государства от прибылей нефтяного секторасоставляют по результатам 2019г.лишь14 рублей с каждых 100 рублей прибыли. В случае с крупнейшей частной компанией «Лукойл», также использующей мощности «Транснефти», доход государства равен нулю. Очевидно, что в очередной раз нефтяные компании под шумок пытаются экспроприировать прибыль «Транснефти», а как следствие – и государства, ведь доля государства в акционером капитале компании составляет 79%. Таким образом недополученная «Транснефтью» прибыль уходит в основном в карманы частных акционеров нефтяных компаний.

С точки зрения государственно-бюджетной политики выглядит логичнымисправить существующие рыночные перекосы и по мере восстановления рынка нефти от кратковременного шокаповышать тарифы «Транснефти» до справедливых рыночных уровней, установленных в глобальной индустрии. Одновременноправительствомогло бы повысить дивидендные выплаты «Транснефти». Таким образом можно улучшить баланс рыночных взаимоотношений и увеличить поступления в бюджет.

Другие новости