Речь, прежде всего, идет о закупках самой дорогостоящей медтехники, преимущественно импортной, каждая единица из которой приобретается за многие десятки и даже сотни миллионов рублей. В частности, особую озабоченность вызывают закупки оборудования для лучевой терапии пациентов, проходящих курс лечения при онкологических заболеваниях.
Паразиты
Как известно, в 2019 г. стартовал не имеющий стоимостных прецедентов нацпроект «Здравоохранение», совокупный пятилетний бюджет которого составляет 1,533 трлн. рублей. Из них 965,3 млрд. рублей (почти 63%) как раз и выделяется на борьбу с онкозаболеваниями. В составе этой гигантской суммы регионам России выделяются из федерального бюджета значительные средства на самостоятельное приобретение у отечественных производителей (или у зарубежных, при отсутствии должного предложения на внутреннем рынке) наиболее передового и эффективного оборудования. От региона к региону такая сумма варьируется, но в среднем она составляет 300-340 млн. рублей. Подобных средств с лихвой хватило бы на закупку самой совершенной медтехники, а именно – линейных ускорителей для лучевой терапии, у ведущих мировых производителей. Но…
Вот здесь и начинаются разнообразные «но». Когда в воздухе запахло огромными бюджетными деньгами, то тут же нашлась уйма желающих лично заработать на нацпроекте, или хотя бы на его части, выделяемой краю, области, республике в России. Такие желающие, в первую очередь, оживились во властных структурах отдельных регионов – от местного медицинского чиновничества, непосредственно занимающегося закупками медтехники, и вплоть до руководителя конкретного субъекта РФ. Не дремлют и их многолетние «партнеры» – посредники, или, как это теперь модно произносить, дилеры, выступающие промежуточным, и чаще всего паразитирующим звеном между закупщиками и производителями.
О порочной, коррупционной связке регионального медначальства и «своих», избранных, проверенных дилеров пишется и говорится в наших СМИ много. И о приобретении регионами посредственной медтехники по несуразно завышенным ценам, цель чего – раздел (или «распил») маржи в тесном кругу местного чиновничества и «своих» дилеров, образованной разницей между невысокой отпускной ценой производителя на такую ординарную технику и той сверхценой, по которой регион ее закупил. И о том, как составляются технические задания в регионах на проведение конкурсов по закупке, чтобы их требованиям соответствовал лишь «свой» посредник и были бы заведомо исключены из конкурса все «несвои». И о том, сколько таких махинаций уже выявлено по стране, сколько фигурантов лишились своей должности, а то и свободы, и сколько подобных фокусов расследуется сейчас.
«Схемы»
Однако, никакие судебные решения, никакие цифры разоблаченных и осужденных чиновников от медицины и прикормивших их дилеров не заставляют одуматься тех, кто со временем приходит на смену осужденным. Всего лишь разрабатываются новые схемы хищений и изыскиваются способы вовлечения в такие схемы служащих из надзорных, правоохранительных структур.
Сегодня реализуется необычная, впечатляющая своим цинизмом и незаконностью схема, основанная на формировании с виду нелепого, а на самом деле продуманного техзадания некоторых региональных минздравов на проведение конкурсов по закупкам оборудования для лучевой терапии онкобольных. Техзадание почему-то заточено на одновременную поставку двух не связанных друг с другом видов оборудования – собственно протонно-лучевого ускорителя для радиационной терапии онкобольных и систему навигации (т.е. визуализации и контроля укладки пациента на мобильный стол в процессе облучения опухоли). За период с 20019 по настоящее время уже 9 регионов закупили разные линейные ускорители вкупе с одним и тем же «дополнением» — функцией укладки пациента ExacTrac (Brainlab).
Почему, спросит неспециалист, такое желание региональных онкоцентров абсурдно?
На это есть целый ряд причин.
Во-первых, по закону регионы должны проводить отдельные тендеры для разных видов медицинской техники, чтобы в тендерах могли участвовать поставщики, специализирующиеся на своем узком сегменте. То есть сваливание разной техники в один тендер – уже нарушение.
Во-вторых, системы навигации пациента, в том числе ExacTrac (Brainlab), отсутствуют в списке медизделий, утвержденных Минздравом РФ для закупок на средства федеральной программы «Здравоохранение». А тот факт, что вышеназванные регионы уже закупили их на федеральные деньги в рамках одного тендера имеет все признаки нарушения статьи УК 285-1 о нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств!
Ну и самое главное и парадоксальное — потому, что наиболее современные ускорители (а только такие, по идее, и должны закупать регионы) в собственной комплектации уже снабжены системами навигации, планирования, и дополнительные им не требуются. В нашем распоряжении имеется официальный ответ от компании Varian – лидирующего на мировом рынке производителя линейных ускорителей, о том, что такие системы для их оборудования являются излишними.
Вот небольшая таблица по уже разыгранным тендерам на поставку ускорителей в связке с системой навигации Brainlab:
Место проведения тендера | Модель закупленного ускорителя (ускорителей) | Производитель системы навигации | Сумма контракта (в млн. руб.) | Глава региона (губернатор, глава республики) |
Рязань | Varian TrueBeam от компании | Brainlab AG | 280 | Н.В.Любимов |
Саранск | Varian Halcyon | Brainlab AG | 215 | В.Д.Волков |
Самара | TrueBeam (3 единицы) | Brainlab AG | 660 | Д.И.Азаров |
Тамбов | Varian Uniqe | Brainlab AG | 154,05 | А.В.Никитин |
Тверь | Varian Clinac | Brainlab AG | 262,0375 | И.М.Руденя |
С-Петербург | Varian Clinac | Brainlab AG | 250,186 | А.Д.Беглов |
Ульяновск | Varian Clinac iX | Brainlab AG | 220 | С.И.Морозов |
Чебоксары | Varian Clinac iX + КТ | Brainlab AG | 340 | О.А.Николаев |
Иваново | Varian Clinac | Brainlab AG | 209,213 | С.С.Воскресенский |
В Чебоксарах, Ульяновске, Иваново и Санкт-Петербурге планируется провести дополнительные тендеры по такой же схеме (в последнем – еще 2 или 3). Не минует чаша сия и Барнаул.
«Вишенкой на торте» является тендер в Саранске. Там чиновники умудрились купить систему Brainlab в дополнение к одному из самых передовых линейных ускорителей нового поколения Varian Halcyon. Эти машины являются ускорителями протонного типа, и все в том же письме от производителя есть на его счет специальное разъяснение – система Brainlab не просто излишняя для этой модели, она с ней совершенно не совместима.
Налицо, как нам кажется, все признаки масштабного сговора поставщиков с медицинским чиновничеством, организованным для получения сверхприбылей.
Ущерб
Эксперты провели несложные расчеты – есть статистика результатов тендеров по регионам страны на аналогичную технику и выяснили, что включение Brainlab в условия при проведении тендеров обеспечивает превышение цены над среднерыночной на 50-120 млн. рублей за один тендер!
Но откуда такой разброс? Ответ прост – хочешь украсть больше – покупай то, что дешевле и продавай дороже.
Из таблицы закупок видно, что все купленные линейные ускорители это ускорители компании Varian. Эта компания любезно поясняет, что самые популярные в рейтинге закупок Clinac – одни из самых старых в их линейке (см. рис.)
Производство этих машин началось еще в 1989 году, в настоящее время аппарат признан устаревшим. Более того, уже с 2010 г. в его конструкции перестали поддерживаться новые системы лечения (о чем, к чести производителя, компания уведомила весь мир в специальной ноте).
Varian в настоящее время не поставляет на рынок Северной Америки и Европы этот музейный экспонат, а только изготавливает его комплектующие для местной сборки в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки с целью имитировать «домашнюю» локализацию производства, получая от правительств таких стран определенные финансовые льготы.
Увы, в число недостаточно развитых государств, стараниями скандально известных посредников попадает и Россия. Анализ проведенных тендеров ясно показывает, что доминирование устаревшей модели происходит совершенно не случайно: Clinac + Brainlab = max profit.
Если стоимость лота в тендере на закупку регионом связки «линейный ускоритель Clinac + система навигации» составляет 210-265 млн. рублей. Ускоритель Clinac, по данным госзакупок, стоит 120 млн. Таким образом, на систему Brainlab приходится 90-145 млн. рублей! Хотя на самом деле средний пакет его оценивается специалистами в 25 млн. рублей. Завышение цены лота составляет от 65 до 125 млн. рублей! Совокупный ущерб бюджету России от 10-ти таких тендеров составляет от 600 до 1 млрд 250 млн рублей!
Важно отметить, что стоимость TrueBeam STX от Varian составляет по тем же данным госзакупок примерно 240-260 млн. рублей. Таким образом, вместо устаревшего оборудования с сомнительным «придатком», регионы вполне могли бы позволить себе достаточно передовые ускорители, которые не только лучше лечат, но и позволяют пролечить значительно большее количество пациентов в год. А это, между прочим, чьи-то жизни. От 200 до 400 человек можно дополнительно лечить на таких аппаратах в отличие от Clinac.
Кстати, в Чувашии по факту проведенного тендера была подана жалоба в ФАС. Антимонопольщики совещались 4 дня кряду, да так и не углядели никаких нарушений. Допустим, что если в ФАС вдруг все ослепли, то не следует ли подключиться прокурорским надзорным или Следственному Комитету? Где депутатский корпус? Где Общероссийский Народный Фронт? Никому не нужна еще одна звездочка на погоны? Да и вышеназванные главы субъектов РФ совсем ли не в курсе специфики проведенных у них в епархии тендеров? Невнимательность или, наоборот, заинтересованность? А может они просто не контролируют ситуацию?