30 сентября, 00:32
USD 00,00 a
EUR 00,00 a

Состоялась уникальная проектная сессия «Родители <> Руководители»

Культура
13:58, 30 июля

27 июля 2020 года состоялась уникальная проектная сессия «Родители <> Руководители», в которой приняли участие десять проектных команд родителей – участников программы «Родитель –Учитель» (https://clck.ru/PvnZi), проводимой МГИМО и Школой «Наши пенаты», и более 250 руководителей общеобразовательных организаций России – участников программы «Цифровая трансформация школы» (http://dt.ranepa.ru), реализуемой РАНХиГС по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации и по заказу Фонда новых форм образования.

Участники программы «Цифровая трансформация школы» — директора и заместители директоров школ 85 регионов России, находящиеся в процессе переосмысления школы как пространства развития и со-творчества, обсудили проектные инициативы актеров современного образования — проектных команд, программы «Родитель – Учитель».

«Мы проводим эту уникальную встречу для того, чтобы руководители школ России познакомились с интересными инициативами конструктивно настроенных родителей, увидеть в них настоящих партнеров развития школы. Уверены, что в представляемых инициативах окажутся потенциальные решения задач трансформации школ или целых территорий. Кто-то из руководителей школ решит выступить в роли потенциального заказчика или со-участника проектной команды. Конструктивная критика также будет с благодарностью принята родительским проектными командами», – отметил на открытии сессии Павел Рабинович, академический директор программы «Цифровая трансформация школы», директор Центра проектного и цифрового развития образования Института общественных наук (РАНХиГС).

Амбициозные проектные инициативы сформировались в ходе анализа современных тенденций и вызовов образованию, проблематики и потенциальных направлений развития образования детей и подростков: «Семья и школа», «Заказчик образования», «Раскрытие потенциала через реальную деятельность», «Метапредметные и проектные пространства», «Ракета – пул экспертных курсов», «Образовательная экосистема», «Метапредметоность», «Воспитание здравостроителя», «Научно-образовательная экосистема – драйвер развития села», «Образ нового учителя».

«Программа «Родитель – Учитель» – единственная в России программа педагогической переподготовки, нацеленная на профессионализацию родителей, готовых развивать собственные социальные и образовательные проекты. Программа выросла внутри образовательной экосистемы в области смешанного персонализированного обучения «Наши Пенаты» в партнерстве со Школой бизнеса и международных компетенций МГИМО», — отметила Елена Котова, сооснователь «Родитель – Учитель», открывая мероприятие.

Участники программы «Цифровая трансформация школы» познакомились с замыслами проектов, выбрали созвучные темы и обсудили их с лидерами команд разработчиков, примерив на себя роли потенциального заказчика, со-участника или конструктивного критика.

«Смысл этой встречи – не в обсуждении проделанной работы или сдаче-приемке результатов. То, что сегодня состоялось стоило бы назвать «партнерски-сопровождающимся проектированием». То есть созданием продукта совместно с его потенциальным пользователем. Это непривычный формат коммуникации, но мы запустили», – подчеркнул Кирилл Звездинский – руководитель проектной работы программы» Цифровая трансформация школы», заместитель директора Центра проектного и цифрового развития образования Института общественных наук (РАНХиГС), подводя итоги сессии.

Родители и руководители школ говорили на общем языке, размышляя в понятиях проблем, разрывов, цели, амбиции, образовательная деятельность:

— «Чётко расставлены акценты: воспроизводить и (или) конструировать собственный мир».

— «Очень интересное предложение «Образовательная экосистема» — сегодня актуальное, причем родители рассматривают экосистему гораздо шире, чем в рамках стандартов: это зоны, где любые участники — родители, учителя могут стать соавторами любых программ, где есть пространство для взаимодействия. На мой взгляд, это очень интересно, потому что у детей и не только у детей будут формироваться два важных качества: инициативность и лидерство. Эта инициатива — взгляд в будущее, это место, где у ребенка и педагога есть степень свободы. Мы пришли к выводу, что для нас этот проект достаточно актуален. Конечно, есть над чем еще поработать, потому что это абсолютно другая педагогическая парадигма, где нужно действовать не нормами и стандартами, а какими-то другими рычагами культурных образцов, которые позволят двигаться в этом пространстве и жить в этом пространстве. Мы будем включаться в этот проект, он нам на самом деле интересен, потому что он про будущее, будем работать с группой, мы уже приняли это решение. Создание таких образовательных экосистем очень актуально».

— «Проект по сельским школам, может, и не решит вопроса массового переезда людей в село, но может остановить отъезд за счет получения школьниками профессии уже на школьной скамье и возможности развития личных фермерских хозяйств».

— «Работая по теме «Научно-образовательная экосистема – драйвер развития села» было приятно осознавать, что ты с другого конца России, но движешься в том же направлении. Я нашла много подтверждений тому, что проект, который услышала соответствует тому, что делаем мы в школе. Я не до конца получила ответы на свои вопросы, но думаю, сообща это можно будет сделать: какие есть федеральные документы, которые помогут решить нам эти проблемы и вопрос в учебных программах, как их нам совместить с цифровой трансформацией и совсем новым, что происходит в нашем образовании, и чтобы они были востребованы и полезны нашим детям, сельским детям».

— «Тема «Семья и школа» очень актуальна и для меня, и в целом для образовательного процесса. Спасибо большое родителям, которые инициировали эту группу, мы с коллегами рассуждали и рассматривали проблематику и на том, что нам необходим ряд мероприятий для того, чтобы постепенно шло изменение родителей и их развитие вместе с развитием образовательного учреждения, чтобы родители принимали и понимали все образовательные процессы внутри школы. Мы успели наметить некоторые мероприятия, которые можно проводить для образовательного развития родителей- образовательная логистика и тьюторство для родителей».

— «Большое спасибо родителям за непотребительское отношение к школе!».

— «Большое спасибо организаторам и родителям за неравнодушие к школьным проблемам и полезность встречи».

— «Заинтересовала идея «Пул экспертных курсов» для того, чтобы научить учеников быть субъектами, выбирать свою образовательную траекторию. Это очень полезно и для общей концепции образования в течение всей жизни и для более углубленного изучения и проработки материала. У нас опыт такой есть, мы для старших классов выдаем меню, в основном это программирование, работа с данными, и у учащихся это востребовано. Если эта работа будет системной, было бы возможно найти под каждый предмет более углубленные, разноуровневые курсы, это было бы замечательно. Договорились, что на нескольких школах будет апробирована эта платформа после того, как будет загружен контент, и выходить на то, что в этой платформе вводить субъектность ученика не только в выборе курсов, но и собственного оценивания».

— «Работа в группе была посвящена проблеме раскрытия потенциала через реальную деятельность. Во-первых, это созвучно нашей стратегии, как общественно активной школы, во-вторых, сама по себе очень актуальная и интересная идея. И вот то, что было предложено группой — это такой акцент на взаимодействие школьников, учеников через проектную деятельность, через реальную деятельность с бизнесом это очень актуально. Но мы не рассматриваем это как вариант того, чтобы привлечь дополнительные деньги, это вариант того, чтобы дети смогли уже в реальности попробовать свои силы через социальные пробы, через профессиональные профильные пробы в каких-то делах, чтобы они могли снести свой вклад в решение какой-то задачи. Я знаю, что такой опыт есть в Москве и других регионах, нам сейчас коллеги сейчас представили этот опыт. Я думаю, в нашей группе будет продолжаться эта работа. Спасибо большое за идею и реальную возможность тут встретиться».

Группы родителей благодарили руководителей школ за конструктивные критику и комментарии:

— «Как же здорово общаться с такими увлеченными руководителями!».

— «Непередаваемые ощущения! К нашей группе подряд присоединялись Самара, Кузбасс, Кемеровская область, Карачаево-Черкессия …Сразу появилось ощущение большой России!».

— «Действительно, уникальная возможность. Эта дискуссия вдохновила нас и дала новые силы!».

— «Спасибо огромное за эту потрясающую встречу! Ощущение, что мы делаем что-то очень нужное и всё в наших руках — стало ещё сильнее!».

В программе «Цифровая трансформация школы» образовательная деятельность переосмысливается на основе уникальных возможностей цифровых технологий в контексте кардинальных изменений экономики, социальной сферы, бизнеса и пр.  Участники проекта – более 17 000 директоров и заместителей директоров школ из 85 субъектов России. По замыслу проекта, осваивая материалы программ, участники будут строить и пробовать действовать из совершенно новой для себя позиции – лидера цифровой трансформации. Одновременно будут формироваться управленческие команды изменений в школе. Программа состоит из четырех логически связанных курсов, в каждом из которых предусмотрен теоретический блок (видео-аннотация и содержательная презентация), блок практических заданий (задания по изучению теоретической информации и освоению цифрового инструментария), блок проектных заданий (работа над проектом трансформации своей школы), а также обширный блок материала для самостоятельного изучения (видеолекции, списки дополнительной литературы, дополнительные текстовые материалы, ссылки на дополнительные онлайн курсы и проекты и пр.). Программа является динамической и корректируются в процессе реализации в соответствии с принципами цифровой трансформации, гибкого проектного управления, а также обратной связи и запросов участников.  

Уникальностью реализуемого проекта является то, что комплект программ представляет собой модель “сложного мира”. Организация и подача материала, регламент содержательной коммуникации, взаимное обучение и проверка и др. требуют от участников смены норм поведения, представлений, способов деятельности, выхода из зоны комфорта, перепроектирования процессов и образовательной деятельности в целом. Программа не предъявляет эталонов и определений, чтобы мотивировать участников к рефлексии смыслов и содержания понятий, выработки собственного тезауруса.

Ключевыми результатами программы станут: набор запущенных проектов цифровой трансформации школ участников и живое профессиональное сообщество лидеров трансформации. А также цифровые компетентности участников, карта готовности школ и субъектов России к цифровой трансформации, инициация содержательных изменений в системах образования субъектов России и формирование заделов для стратегирования цифровой трансформации школ-участников.

“Основа современного образования — субъектность, персонализация образовательного трека. И здесь важную роль играет цифровая трансформация. Цифра – не самоцель, а средство перехода к новой деятельности. Необходимо понимать, что сегодня никто не может дать единого алгоритма осуществления цифровой трансформации. Это проект, который строится каждой школой самостоятельно, при методологическом и экспертном сопровождении нашей программы. Фактически, сколько у нас участников, столько потенциально и будет стратегий цифровизации. Это одна из крупнейший по охвату участников и амбициозности поставленных целей и задач программа.  Мы задействовали потенциал РАНХиГС — крупнейшего вуза страны, лидера в области подготовки управленческих кадров. Десять филиалов РАНХиГС в субъектах России и головной проектный офис в Москве работают с запросами, пожеланиями и траекториями участников в режиме 24х7” – отмечает исполнительный директор программы «Цифровая трансформация школы», директор Центра интенсивной подготовки и профессиональной ориентации РАНХиГС Кристина Пушкарева.

Другие новости