24 апреля, 08:51
USD 00,00 a
EUR 00,00 a

Глава самого крупного банка Казахстана теряет клиентов и репутацию

Восток
12:11, 7 апреля

Председатель правления Halyk bank («Народного банка Казахстана») Умут Шаяхметова может лишиться своего поста, сообщают наши источники. Шаяхметова раздает советы правительству и рассуждает о качестве монетарной политики своего регулятора — Национального банка Казахстана, в то время как сам Halyk bank наращивает объем просроченных кредитов и теряет клиентов.

Умут Шаяхметова близка к увольнению из «Народного банка Казахстана». В правительстве и администрации президента Казахстана явно недовольны тем, что председатель правления самого крупного банка страны часто выступает с критикой антикризисных мер государственной поддержки экономики и монетарной политики Нацбанка Казахстана.

Например, Шаяхметова критически высказывалась о решении правительства разрешить казахстанцам изымать часть своих пенсионных накоплений на текущие нужды. Соответствующее поправки в законодательстве президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил в январе, что позволило казахстанцам использовать часть своих пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий и оплаты лечения. Кроме того, их можно передать в управление частным финансовым компаниям.

Шаяхметова назвала решение президента «спекулятивной одноразовой акцией». «Изъятие пенсионных средств повлияет на повышение уровня инфляции, приведет к спекулятивному росту цен на недвижимость и стройматериалы», — заявила глава НБК.

Между тем, с пенсионными деньгами в Казахстане могут работать только четыре банка (включая Halyk bank и на 40% принадлежащий ему Altyn Bank), а также три управляющих компании, среди которых то же есть «дочка» Halyk bank – Halyk Global Markets. Казалось бы – прекрасные условия, чтобы растолкать локтями конкурентов и привлечь дополнительные средства вкладчиков, однако Умут Шаяхметова давно потеряла прежнюю сильную хватку профессионального финансиста. К ситуации в НБК сейчас много вопросов, поскольку в январе-марте просрочка по кредитам здесь выросла с 5,53% до 7,12%.

Кстати, о кредитах. По рассуждениям Умут Шаяхметовой о ключевых ставках в России и Казахстане видно, как она далека от реалий рынка. Из-за разницы в ключевой ставке обычные заемщики в России получают кредиты под 7-11% годовых, а в Казахстане уже под 11-16%, уверена Шаяхметова. А вот если бы ставка была ниже, то и кредитов брали бы больше.

Нюанс в том, что российские банки выдают кредит под 7% только при условии страхования жизни и потери трудоспособности заемщика, причем на весьма запутанных и непрозрачных условиях. В итоге стоимость обслуживания кредита повышается до 15-17% годовых. То есть большинству россиян приходится только мечтать о процентах с однозначной цифрой, как и о возможности использовать часть пенсионных накоплений по своему усмотрению. Разговоры об этом в России идут второй десяток лет, а в Казахстане этот механизм уже утвержден законодательно – в интересах людей. Но Умут Шаяхметова важнее побольше дать казахстанцам в долг, запретив пользоваться тем, что у них уже есть. О критической закредитованности россиян она, видимо, тоже не слышала. А может мечтает загнать в эту же кабалу казахстанцев?

Позиция главы НБК относительно государственных программ Казахстана по поддержке экономике тоже людоедская – «денег не давать!». В то время как в Европе и США в кризис помогают и гражданам, и бизнесу, Шаяхметова заявляет, что господдержка стимулирует иждивенческие настроения. По ее логике, многие отрасли экономики в Казахстане надо просто уничтожить. «Зачем нам поддерживать сельское хозяйство, если оно сегодня самое депрессивное», – так высказалась глава «Народного банка Казахстана» на ходе конференции «Финансовый рынок и реальный сектор экономики».

Странно слышать такое от руководителя, который раньше считался лучшим CEO казахстанского бизнеса. Вот в Европе субсидии сельскому хозяйству составляют примерно 50% от стоимости его продукции. На эти цели ежегодно направляется около трети годового бюджета ЕС, причем в 80-е годы поддержка сельского хозяйства занимала около 70% его расходной части.

А в США на восстановление экономики в рамках пакета антикризисных мер CARES Act объем господдержки увеличили в два раза по сравнению с грантами на преодоление последствий финансового кризиса 2008-2009 гг. Речь идет не только о прямых выплатах домохозяйствам, безработным, помощи в выплате образовательных кредитов, но и финансовых вливаниях практически во все секторы экономики – от малого бизнеса до крупных корпораций. Это позволило стимулировать потребительский спрос и поддержать экономику в самый сложный период пандемии коронавируса.

Умут Шаяхметова, кстати, окончила Rutgers University в Нью-Джерси, ей присвоена степень МВА. Но ее заявления идут против теоретических и практических основ макроэкономики. Если раньше это еще можно было списать на личную экстравагантную позицию, то сейчас глава НБК как руководитель системообразующего банка страны дискредитировала себя в профессиональном плане. Ведь пока Шаяхметова раздает советы, Halyk bank теряет клиентскую базу за счет роста банков Kaspi и Jusan. Последний после полного слияния с АТФБанком входит в тройку крупнейших банков Казахстана по объему активов и капитала, но останавливаться на этом не намерен.

В январе Halyk bank отчитался о рекордном оттоке вкладов населения – минус 7,6 млрд тенге за месяц (1,4 млрд рублей). На 241 млрд тенге (почти 44 млрд рублей) сократились его активы, на 115 млрд тенге (21 млрд рублей) уменьшился объем кредитов. Это самые худшие показатели на рынке, которые говорят сами за себя. Поэтому отставка Шаяхметовой – вопрос времени, уверены в финансовых кругах РК.

Джабар Исмаилов

Другие новости