Ученые всего мира ломают голову, как совместить комфортную жизнь с достижениями научного прогресса. Некоторые из этих достижений ведь могут превратить тихую жизнь горожан в сущий ад. В частности, речь о людях, проживающих в непосредственной близости от объектов транспортной логистики крупных мегаполисов. В том числе возле грузовых развязок, метрополитена, наземных электропоездов МЦД.
В период самоизоляции львиную долю своего времени люди проводят дома. А что, если дома вместо отдыха они получают постоянный стресс вследствие вибрации и перманентного шума от поездов? Недавно о проблемах таких жилых районов был снят научно-популярный фильм «Вибрация национального масштаба».
Как выяснили авторы научной статьи «Новые виброзащитные конструкции верхнего строения пути», опубликованной три года назад международным информационно-аналитическим обозрением «Евразия-Вести», наиболее эффективным способом снижения вибрации в помещениях жилых и общественных зданий, попадающих в зону негативного влияния линий метрополитена, является виброизоляция «в источнике», то есть в тоннеле.
В соответствии с требованиями Федеральных санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.566-96, а санитарные нормы и правила являются обязательными к применению на территории России, размер технической зоны метро составляет 40 метров в обе стороны от внешнего контура. Это означает, что значительная часть сложившейся городской застройки находится в зоне влияния вибрационного и шумового загрязнения.
Проведенные представителями «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Москве» натурные измерения и прогноз уровней вибрации от поездов в зданиях, расположенных вблизи метрополитена, подтвердили факт превышения требований Санитарных Норм, что приводит к необходимости разработки технических решений по их снижению. Данное требование продиктовано и соответствующими положениями федеральных (СП 120.13330.2012, 52-ФЗ, 384-ФЗ), а также ведомственных нормативных документов.
Наиболее эффективными способами виброизоляции считаются специальное виброгасящее скрепление, ж/б шпалы с упругими промежуточными скреплениями и подшпальными прокладками на балласте, подшпальные прокладки и подбалластные маты. Но научные изыскания продолжаются. На темы защиты населения от вибрации от поездов пишутся сотни научных трудов. Эти работы актуализировались и задачей государства, которую сформулировал Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию, где подтвердил, что главной целью государства является комфорт и улучшение качества жизни россиян.
По экономической эффективности и экологической безопасности в ближайшем будущем железнодорожным перевозкам все равно не будет альтернативы, и проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы и процессы его функционирования.
Действительно, в стратегии научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года определены основные направления научных исследований в области железнодорожного транспорта.
Наряду с задачей развития ж/д транспорта и строительства новой инфраструктуры, необходимой в связи с увеличением грузоперевозок и пассажирского потока, встают вопросы поддержания безопасного технического состояния элементов инфраструктуры и подвижного состава. Проблема вибрации на РЖД так же рассматривается как первостепенная.
Приоритетными направлениями этой работы являются внедрение инновационных средств и новых элементов инфраструктуры, инновационных материалов. Они необходимы и для того, чтобы обеспечить комфорт не только перевозимых пассажиров, но и как можно меньше тревожить жителей, живущих у транспортных узлов.
Вот почему сегодня ужесточаются требования, предъявляемые к динамике хода поездов, особенно при тяжеловесном и скоростном движении. В связи с приближением железной дороги к зонам городской жилой застройки недопустимо, чтобы уровень шума и вибрация от поезда превышали санитарные нормы хоть на «йоту» и отразились на здоровье горожан. Здоровье жителей России — прежде всего.